Школа молодых родителей


ведет рубрику Кирик Надежда Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории

 

Смотрите в оба

      

     Помните, что детям на кухне не место. Разъясните ребенку, что розетка или газовая полита - это больно и опасно. Уже в два с половиной – три года кроха в состоянии понять, что спички  - не игрушка и что электричество может убить. Дети есть дети,  и ожоги у них случаются в тот самый момент, когда вы на секунду отвернулись. По статистике 90 % случаев тепловых травм, или ожогов, случается с детьми любого возраста только от невнимания и беспечности родителей. Уберите в недоступные для ребенка места: посуду с кипятком, утюг, горячие щипцы для завивки, неисправные провода и электроприборы, спицы, отвертки, пинцеты, проволоку, словом все, что можно засунуть в розетку, спички и зажигалки, все горячие жидкости.

Безопасность детской площадки

     

      Часто родители бывают убеждены, что, если детские площадки созданы для детей, то они безопасны для них. К сожалению, это не всегда так. Чтобы обезопасить пребывание  ребенка на площадке, постарайтесь следовать следующим правилам:

-когда собираетесь с ребенком на площадку, не повязывайте ему шарф и не надевайте подтяжки, то есть все то, что может обернуться вокруг шеи или зацепиться за что-нибудь;

-старайтесь не только наблюдать за ребенком, но и играть вместе с ним;

-проверьте, нет ли на площадке острых и выступающих углов;

-позволяйте малышам младше 5 лет забираться на высоту выше 1 метра, школьники могут забираться на высоту более 2 метров.


Малыш вопросы задаёт: «вода и пар – круговорот?»


  Сейчас самое время объяснить крохе, что такое круговорот воды в природе. Начните разговор с обычного осеннего дождика.

- Посмотрите, за окном идёт дождик, капельки падают на землю. А когда много капелек собирается вместе, получаются лужи. А ещё капельки образуют ручейки, которые втекают в речку. Речка течёт в море. В море воды много-много. Когда пригревает солнышко, вода испаряется, и получается пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака. Когда облака плывут по небу, то встречаются друг с другом и соединяются в тучи. В тучах капелек очень много, они становятся большими и тяжёлыми и падают вниз. И на земле опять идёт дождик.

Чтобы малыш понял, что такое пар, вместе понаблюдайте за паром от кипящего чайника. Разумеется, не забудьте о мерах безопасности, чтобы ребёнок не обжёгся. Прокомментируйте то, что видите: пар поднимается вверх. Ну а теперь можно прочитать и даже выучить стихотворение о круговороте воды в природе.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течёт на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше – туда,

Где превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождём проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Верно, круговорот воды в природе.



Рубрику ведёт учитель – логопед первой квалификационной категории 

Чунтонова Лидия Викторовна


Хорошо ли говорит ваш малыш?

      Не секрет, что мама – первый учитель для ребёнка, самый значимый человек в его жизни. Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. До года ребенок имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах.  А вот в  два годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее. Если вы с трудом понимаете, что говорит ваш малыш , то можно провести простейшее обследование речи дома.

1.Обследование пассивного словаря. Дайте ребенку несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности.

«Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция).

«Поставь кубики друг на друга. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси мне мишку»  ( это уже двухступенчатая инструкция).

«Хорошего мишку ты принес. Только он большой для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького мишку и посади его в домик» (это трехступенчатая инструкция с предлогом в).

Проверьте, может ли ваш ребенок показать или принести разные бытовые предметы: чашку, тарелку, кубик, ботинки, платочек и т. д. Понимает ли он слова-действия: прыгни, сядь, положи, принеси, помаши, вытри и т.д.

Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе. Попросите его спрятать мячик под платок, а платок в шкаф, мишку за домик. Попросите показать тот или иной цвет: «Где красный шарик? А где синий?». Если трудно – это тревожный знак.

2. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего ребенка. Фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Если малыш в 2 года пробует говорить предложения из 2-3 слов, даже с аморфными словами («Мама, дя пи.» -Мама, дай пить.) – повода для паники нет. Однако, если этому же ребенку уже 3-4 года – то надо не откладывая обратиться к специалисту.

3. Обратите внимание на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или сокращает слова, а может наоборот «наращивает» («малинана» -малина, «авик»- снеговик). Если в 2-3 года это допустимо, то в 4 года – идем к логопеду.

4. Важно понять, как слышит звуки речи ребенок. Проверяем с помощью нехитрых игр: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «Мяу». Вы говорите: «Гав, пи, мяу, му, мяу, иа…», а малыш хлопает только на «мяу». Далее усложните задачу: «Топни ножкой, когда я скажу: «И». Если с этим заданием справились, смело просите его топнуть или хлопнуть на звук «Ш». Если ребенок справился, значит фонематический слух развивается нормально.

5. В последнюю очередь обращаем внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда лишь 4.

         У 2-летнего малыша «каша во рту», ротик полуоткрыт, часто текут слюни, высовывается язычок.

       Если у ребенка «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язык или высовывается, или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки: А, У, Ы плохо получаются.

         Если ребенок заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.

        Если в три года не произносит или заменяет звуки: К,Г, Т, Д. Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года ребенок искажает или просто не говорит звуки: С, З, Ш, Ж, Ц, Щ, Ч, Л, В. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы.

        Если все задания ваш ребенок выполнил хорошо, то вам не стоит волноваться. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно – шалил, не мог сосредоточиться, все хватал без цели – обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут.