Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.

Стандарт решает задачи:

  1. охраны и укрепления  физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  2. сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  3. формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  4. обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования;
  5. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  6. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических особенностей;
  7. обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  8. определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Стандарт является основой для:

  1. разработки и реализации Программы;
  2. разработки примерных образовательных программ дошкольного образования;
  3. формирование учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций;
  4. объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  5. подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и  муниципальных организаций.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

  • к структуре Программы;
  • к условиям реализации программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
  • к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Требования к структуре основной образовательной 
программы дошкольного образования

     

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач стандарта.

     Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

  1. коммуникативно-личностное развитие
  2. познавательно-речевое развитие
  3. художественно-эстетическое развитие
  4. физическое развитие

     Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

  Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта.

   Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях.

   В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части должен составлять не менее 60 % от ее общего объема, а части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40 %.

    Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

    Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.