ведет рубрику Кирик Надежда Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Смотрите в оба
Помните, что детям на кухне не место. Разъясните ребенку, что розетка или газовая полита - это больно и опасно. Уже в два с половиной – три года кроха в состоянии понять, что спички - не игрушка и что электричество может убить. Дети есть дети, и ожоги у них случаются в тот самый момент, когда вы на секунду отвернулись. По статистике 90 % случаев тепловых травм, или ожогов, случается с детьми любого возраста только от невнимания и беспечности родителей. Уберите в недоступные для ребенка места: посуду с кипятком, утюг, горячие щипцы для завивки, неисправные провода и электроприборы, спицы, отвертки, пинцеты, проволоку, словом все, что можно засунуть в розетку, спички и зажигалки, все горячие жидкости.
Безопасность детской площадки
Часто родители бывают убеждены, что, если детские площадки созданы для детей, то они безопасны для них. К сожалению, это не всегда так. Чтобы обезопасить пребывание ребенка на площадке, постарайтесь следовать следующим правилам:
-когда собираетесь с ребенком на площадку, не повязывайте ему шарф и не надевайте подтяжки, то есть все то, что может обернуться вокруг шеи или зацепиться за что-нибудь;
-старайтесь не только наблюдать за ребенком, но и играть вместе с ним;
-проверьте, нет ли на площадке острых и выступающих углов;
-позволяйте
малышам младше 5 лет забираться на высоту выше
Малыш вопросы задаёт: «вода и пар – круговорот?»
Сейчас
самое время объяснить крохе, что такое круговорот воды в природе. Начните
разговор с обычного осеннего дождика.
-
Посмотрите, за окном идёт дождик, капельки падают на землю. А когда много
капелек собирается вместе, получаются лужи. А ещё капельки образуют ручейки,
которые втекают в речку. Речка течёт в море. В море воды много-много. Когда
пригревает солнышко, вода испаряется, и получается пар. Пар поднимается вверх,
и получаются облака. Когда облака плывут по небу, то встречаются друг с другом
и соединяются в тучи. В тучах капелек очень много, они становятся большими и
тяжёлыми и падают вниз. И на земле опять идёт дождик.
Чтобы
малыш понял, что такое пар, вместе понаблюдайте за паром от кипящего чайника.
Разумеется, не забудьте о мерах безопасности, чтобы ребёнок не обжёгся.
Прокомментируйте то, что видите: пар поднимается вверх. Ну а теперь можно
прочитать и даже выучить стихотворение о круговороте воды в природе.
Вода
появляется из ручейка,
Ручьи
по пути собирает река.
Река
полноводно течёт на просторе,
Пока,
наконец, не вливается в море.
Моря
пополняют запас океана,
Над
ним формируются клубы тумана.
Они
поднимаются выше – туда,
Где
превращаются в облака.
А
облака, проплывая над нами,
Дождём
проливаются, сыплют снегами.
Весной
соберется вода в ручейки,
Они
потекут до ближайшей реки.
Как
весь процесс называют в народе?
Верно,
круговорот воды в природе.
Рубрику ведёт учитель – логопед первой квалификационной категории
Чунтонова Лидия
Викторовна
Хорошо ли говорит ваш малыш?
Не
секрет, что мама – первый учитель для ребёнка, самый значимый человек в его
жизни. Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша,
как со здоровьем, так и с развитием. До года ребенок имеет полное право не
говорить предложениями, переставлять слоги в словах. А вот в
два годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные
клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее. Если
вы с трудом понимаете, что говорит ваш малыш , то можно провести простейшее
обследование речи дома.
1.Обследование
пассивного словаря. Дайте ребенку несколько заданий и посмотрите, точно ли
понял он ваши слова, все ли выполнил в точности.
«Будем
строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция).
«Поставь
кубики друг на друга. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси мне
мишку» ( это уже двухступенчатая
инструкция).
«Хорошего
мишку ты принес. Только он большой для нашего домика. Отнеси этого обратно,
принеси маленького мишку и посади его в домик» (это трехступенчатая инструкция
с предлогом в).
Проверьте,
может ли ваш ребенок показать или принести разные бытовые предметы: чашку,
тарелку, кубик, ботинки, платочек и т. д. Понимает ли он слова-действия:
прыгни, сядь, положи, принеси, помаши, вытри и т.д.
Если
вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе.
Попросите его спрятать мячик под платок, а платок в шкаф, мишку за домик.
Попросите показать тот или иной цвет: «Где красный шарик? А где синий?». Если
трудно – это тревожный знак.
2.
Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего ребенка. Фразовая речь должна
быть сформирована в 2-2,5 года. Если малыш в 2 года пробует говорить
предложения из 2-3 слов, даже с аморфными словами («Мама, дя пи.» -Мама, дай
пить.) – повода для паники нет. Однако, если этому же ребенку уже 3-4 года – то
надо не откладывая обратиться к специалисту.
3. Обратите
внимание на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова:
целиком или нет, переставляет слоги или сокращает слова, а может наоборот
«наращивает» («малинана» -малина, «авик»- снеговик). Если в 2-3 года это
допустимо, то в 4 года – идем к логопеду.
4.
Важно понять, как слышит звуки речи ребенок. Проверяем с помощью нехитрых игр:
«Хлопни в ладошки, когда я скажу «Мяу». Вы говорите: «Гав, пи, мяу, му, мяу,
иа…», а малыш хлопает только на «мяу». Далее усложните задачу: «Топни ножкой, когда
я скажу: «И». Если с этим заданием справились, смело просите его топнуть или
хлопнуть на звук «Ш». Если ребенок справился, значит фонематический слух
развивается нормально.
5. В
последнюю очередь обращаем внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо
срочно искать логопеда лишь 4.
У 2-летнего малыша «каша во рту», ротик
полуоткрыт, часто текут слюни, высовывается язычок.
Если у ребенка «носовой» оттенок голоса
при здоровых аденоидах, а язык или высовывается, или, наоборот, лежит во рту
комком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки: А, У, Ы плохо получаются.
Если ребенок заметно заикается или
резко перестал говорить после стрессовой ситуации.
Если в три года не произносит или
заменяет звуки: К,Г, Т, Д. Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года
ребенок искажает или просто не говорит звуки: С, З, Ш, Ж, Ц, Щ, Ч, Л, В. При
хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы.
Если все задания ваш ребенок выполнил хорошо, то вам не стоит волноваться. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно – шалил, не мог сосредоточиться, все хватал без цели – обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут.